Розетовская сельская библиотека Красносулинского районаУстный журнал, посвященный Дню родного языка - Розетовская сельская библиотека Красносулинского района

Устный журнал, посвященный Дню родного языка

Живой, как жизнь

(Для учащихся 7-11 классов)

Цели: — показать роль языка в жизни человека и в жизни общества; — прививать любовь и бережное отношение к родному языку и к языку братских народов; — воспитывать культуру речи.

Страницы журнала:

  • «Мастерская слова»
  • «Русский язык – один из богатейших языков мира»
  • «Речь и наш голос».
  • «Речь правильная и хорошая».
  • «Говорить и писать правильно»
  • «Путешествие в слово».

Ход мероприятия.

Вступительное слово библиотекаря.

Ежегодно 21 февраля отмечается День родного языка. И это неслучайно. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим.

Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке. Потомки сыновей Ноевых (Ной библейский персонаж, который был схвачен Господом во время Всемирного потопа вследствие благочестия его и его семейства) сперва все жили в одном месте, и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, что уже необходимо было разойтись в разные стороны, тогда они, чтобы навсегда оставить о себе памятник, вознамерились построить город и такую башню, которая бы своей вершиной достигла неба. В наказание за такое суетное и гордое предприятие Господь смешал их язык так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение». Вот это событие и называется «вавилонским столпотворением». Так произошли разные народы, говорящие на разных языках. А интересно, как относились к языку в давние времена?

Перенесемся на минуту в Древнюю Грецию и послушаем разговоры двух людей Ксандра и его слуги первого баснописца Эзопа. Сцена, в которой участвуют 2 учащихся. Я велел тебе, Эзоп, купить на базаре самую дорогую в мире вещь. Где она? Вот, мой господин. Это – язык! — Почему язык? Неужели ты считаешь, что это самая дорогая в мире вещь? — Да, мой господин, разве может быть в мире что-нибудь дороже языка? Язык –это первые слова ребенка «мама», «солнце», «цветок». Язык – это целый мир. — Ну, хорошо! Я велел тебе купить и самую дешевую вещь в мире. — Вот она, мой господин! — Снова язык?!? — Да. Язык самая дешевая вещь в мире. Язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы. Трудно не согласиться с Эзопом. Подаренная нам природой возможность говорить обязывает ко многому. Ребята, цените свой родной язык, язык ваших предков.

Страница «Мастерская слова»

Библиотекарь: В последней время много говорят о засоренности русского языка иностранными словами. Однако о чистокровности русского языка говорить не приходится, так как заимствованных слов в нем огромное количество. Вот вы, наверное, думаете, слово «огурец» русское? Ошибаетесь, оно пришло в наш язык из греческого, так же как и «грамота», «кровать», «парус», «свекла», фонарь». Слово «ябеда», которое у нас знает каждый малыш, пришло из скандинавского языка. А «базар», «сундук» и всеми любимое слово «деньги» — из тюркского языков. Слово «халява» известно всем. Его употребляют, когда хотят получить что-то даром. Но раньше это слово значило другое – «широкое голенище». Почему? По одной из гипотез, когда-то, сидя за столом, гости прятали за голенище сапога еду, которую не могли съесть сразу. Таким образом, у них была возможность даром поесть еще раз.

В начале ХIХ века придется его возрождать. Что же случилось с нашим языком за два века? Во-первых, у многих слов появилось другое значение. Раньше под словом «тачка» подразумевалась безобидная тележка для перевозки груза. Теперь «тачкой» называют машину. Прежде в ящик складывали полезные вещи, сейчас в него «пялятся». Из тарелок ели, на худой конец, на них прилетали инопланетяне. Но трудно представить, что теперь тарелка – это телевизионная антенна.

«Русский язык – один из богатейших языков мира» — следующая страница журнала.

1-й ведущий: Русский язык имеет огромный лексический запас. Богатство русского словаря позволяет не только точно назвать тот или иной предмет, его признаки, различные действия, но и выразить самые разнообразные оттенки значения, показать, как говорящий оценивает предмет речи. Так, понятие о знатоке своего дела можно передать словами: мастер, умелец, виртуоз. О верном друге можно сказать и словами надёжный, преданный. А сколько слов есть в русском языке для обозначения действия «засмеяться»! Если человек рассмеётся негромко или исподтишка, то говорят – хихикнул, если внезапно – фыркнул, прыснул, если громко – захохотал, разразился смехом.

Очень выразительны русские пословицы и поговорки, сокровища народной мудрости: язык разум открывает, нашла коса на камень, не всё то золото, что блестит. Уместное употребление пословиц и поговорок оживляет речь, делает её яркой и образной: От доброго слова язык не усохнет. Каков разум, такие и речи. Пулей попадешь в одного, а метким словом – в тысячу. Ветер горы разрушает, слово народы поднимает. Живое слово дороже мертвой буквы. Изменять значения слов, придавать им самые тонкие оттенки значения могут приставки и суффиксы. Сравните: бежать – прибежать, забежать; мальчик – мальчишка, мальчуган.

Одну и ту же мысль можно выразить как простыми, так и сложными предложениями, используя слова, относящиеся к разным частям речи. Богатство и выразительность русского языка, его большую роль в истории цивилизации отмечали писатели и деятели культуры различных стран и народов.

Классик французской литературы Проспер Мериме, выучивший русский язык, отмечал: «Богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков, наделённый, подобно греческому, почти безграничной творческой мыслью, русский язык кажется нам созданным для поэзии».

Русские писатели, мастера слова, те, кто оценивает не только смысл слова, но и его звучание, его выразительные возможности, восхищались русским языком, отмечали разные его стороны, особенности, своеобразие. Так, Н. В.Гоголь с восторгом писал о том, что в русском языке «все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно… ». Как бы продолжая слова Н. В.Гоголя, великий критик В. Г.Белинский отмечал: «Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий».

Известный писатель К. Г. Паустовский, обращаясь к современникам, то есть к нам с вами, напоминает: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». И мы обязаны это всегда помнить.

1 ведущий: Оказывается, чтобы язык зазвучал и был «чрезвычайно гибок и живописен», необходимо уметь владеть своим голосом, как музыкальным инструментом.

Об этом наша следующая страница «Речь и наш голос».

2 ведущий: Доказано, что основные сведения о говорящем сообщает его голос.
1 ведущий: А истоки этого открытия уходят в глубокую древность. Читает рассказ о Сократе. Рассказывают, что, когда к Сократу привели человека, о котором он должен был высказать своё мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты, наконец, чтобы я мог тебя узнать». И, действительно, как много смысла, помимо слов, кроется в самом звуке голоса!

Прислушайтесь к звукам речи незнакомого человека… Разве тембр голоса, манера говорить, интонации не расскажут вам многое о его чувствах и характере? Ведь голос бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твёрдый и живой, торжествующий и еще с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроение человека и его мысли… Недаром в одном древнеиндийском стихотворении говорится: Черным – черна однажды затесалась Ворона между черными дроздами. Её никто не распознал бы в стае, Сумей она попридержать язык!

2 ведущий: Чтобы речь звучала грамотно и красиво, великий римский ритор Цицерон составил свод правил.

1 ведущий: С течением времени они не устарели, а, наоборот, стали более актуальными.
Воспроизводит «Правила Цицерона»: «Нехорошо, когда звуки выговариваются слишком подчеркнуто; нехорошо, когда их затемняет излишняя небрежность; нехорошо, когда произносится слабым, умирающим голосом; нехорошо, когда их произносят пыхтя, как в одышке… Существуют такие недостатки, каких следует избегать, например голос слабый, женственный или немузыкальный, неблагозвучный и глухой».

1 ведущий: на первый взгляд, это кажется очень просто. Но вот история языка и ораторского искусства говорит об обратном.

2 ведущий: Так, чтобы стать великим греческим оратором, Демосфен изобрёл систему сложных тренировок. Участники рассказывают о Демосфене.

1 ведущий: Но, даже владея мастерством ораторского искусства, не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться – учиться упорно и терпеливо.

2 ведущий: писатель А. Н.Толстой отмечал: «Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».

1 ведущий: Об этом наша следующая страница – «Речь правильная и хорошая»

2 ведущий: Мы всегда должны помнить, что речь человека – это его визитная карточка.

1 ведущий: Ведь не случайно Сократ сказал: «Заговори, чтоб я тебя узнал…»

2 ведущий: Так давай предложим несколько миниатюр на «узнаваемость».

1 ведущий: Хорошо. Приглашаем на сцену Петрухина из рассказа М. Зощенко «Свободная личность».

Читают рассказ М. Зощенко «Свободная личность».

2 ведущий: Наверняка многие наши знакомые в этом персонаже узнают себя. Красота и разнообразие речи зависят не только от правильных форм и норм, но и от того, в какой мере мы используем богатство нашего языка. Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет двенадцать тысяч слов. А общая наша знакомая Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью.

1 ведущий: Предлагаем вашему вниманию диалог персонажей романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев».

Участники инсценируют фрагмент из произведения И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев».

2 ведущий: Вот так, к сожалению, смешно выглядит человек, если не работает над своей речью. При этом нужно помнить, что мы должны «Говорить и писать правильно».

Об этом наша следующая страница. Неточность речи значительно затрудняет наше понимание друг друга и создает непредсказуемые ситуации.

1 ведущий: Вслушайтесь в звуки родного художественного слова, уловите его очарование, его глубокий смысл. Участники читают стихотворение о России.

2 ведущий: Чтобы быть достойным гражданином своей страны, сохранить её культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом.