Анализ анкетирования: «Личность и творчество Солженицына в восприятии современных читателей»
В анкетировании приняли участие учащиеся старших классов Комиссаровской средней школы. Всего — 25 человек. В результате анализа анкет стало понятно, что старшеклассники довольно плохо знакомы с основными фактами биографии и творчеством писателя. Из них правильно указали годы жизни Солженицына -15 человек (64%). Только 3 человека (12%) сознались в том, что они хорошо знакомы с творчеством Солженицына.
Среди прочитанных, упомянуты произведения: «Матрёнин двор» и «Один день Ивана Денисовича».
Наибольшую активность вызвал у читателей вопрос о том, чем привлекает личность Солженицына, и как Вы представляете себе его как человека. Были даны определения, которые свидетельствуют о наличии личного восприятия писателя большинством опрошенных. Не отвечали на вопрос всего 5 % читателей. Получилась своеобразная модель читательского восприятия личности поэта, в которой нашли отражение ценностные ориентиры и возрастные нравственные приоритеты.
Личность Солженицына привлекает читателей:
- талантом, гением, творческим поиском — 20%;
- своей необыкновенной трагической судьбой– 15%;
- нравственностью, духовностью – 5%;
- острым проницательным умом, стилем своих произведений, богатым внутренним миром – 10 %;
- неординарностью, противоречивостью поступков, характера, непохожестью на других, независимостью, свободолюбием – 10% ;
- сильным характером, силой воли и духа, честолюбием, цельностью — 6%;
Новаторством в творчестве Солженицына старшеклассники считают гражданственность, социально – политическую и философскую составляющую его произведений. В этом, по мнению ребят, проявляется гениальность Солженицына.
Подводя итог нашего исследования, хотелось бы отметить, что старшеклассники не очень хорошо знают отдельные страницы биографии русского писателя. Отрадно отметить то, что у них существует интерес к личности Солженицына, его увлечениям, гражданской позиции. Однако есть еще много пробелов в знаниях юношества, и их помогут восполнить мероприятия, проводимые в библиотеке в рамках исследований и акций, посвященных столетию писателя.