Розетовская сельская библиотека Красносулинского районаЛитературно-музыкальный вечер к 200–летию М. Ю. Лермонтова для юношества - Розетовская сельская библиотека Красносулинского района

Литературно-музыкальный вечер к 200–летию М. Ю. Лермонтова для юношества

«Мятежный парус Лермонтова»

«История души человеческой едва ли
не любопытнее и не полезнее истории целого народа»

М. Ю. Лермонтов

Цели:

  • Популяризация творческого наследия М. Ю. Лермонтова в разные периоды его жизни;
    познакомить учащихся с поворотными событиями в жизни М.Ю.Лермонтова, оказавших воздействие на его творчество;
  • Помочь проникать во внутренний мир и поэзию Лермонтова, подвести к пониманию его противоречий, страданий, происходящей в душе борьбы между «ангельски прекрасным» и «демонски мятежным».

Формы и методы реализации: на предварительном этапе работы обучающиеся готовят выразительное чтение стихотворений, подбираются записи музыкальных композиций, составляется презентация.

Оборудование: компьютер, видеопроектор с экраном.

Ход мероприятия.

Слайд № 2. Библиотекарь:

В этом году исполняется 200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова.

Лермонтов — поэт философской мысли, глубочайших раздумий и самых острых социально-политических идей. Он многогранен и всеобъемлющ: судьбы человечества, нравственные вопросы человеческого существования, судьбы родины и народа, смысл исторических событий, улыбка ребенка и нежное чувство матери, «с небом гордая вражда»,- все было доступно этому гению. Главное в Лермонтове в конкретно-историческом плане — это, как отметил Белинский, мятежный дух, недовольство действительностью и гордое ее отрицание. Из этого вытекают и специфические качества поэтического языка и стиля: «Как у Пушкина грация и задушевность, так у Лермонтова жгучая и острая сила составляет преобладающее свойство стиха: это треск грома, блеск молнии, взмах меча, визг пули».

Наш литературный вечер посвящен его памяти, раннему периоду творчества поэта.

Ведущий 1:

В истории короткой жизни и гибели Лермонтова есть какая-то тайна, неуловимая предопределенность, рок. Он страдал более, чем жил. Зачем он явился в этот мир? Зачем покинул его так рано? Миссия Лермонтова считается одной из глубочайших загадок в нашей культуре. Возможно, поэту передался волшебный дар своего далекого предка барда Томаса Лермонта слагать пророческие стихи. Ему было известно это семейное предание, и долгое время он подписывался под стихами: «Лерма».

Конечно, воспоминания современников о Лермонтове совсем противоположные, что временами кажется, словно речь идёт о двух Лермонтовых. Одним он кажется холодным, желчным, раздражительным. Других поражает живостью и весёлостью. Кому из них верить?

Никто не напишет подлинной биографии души человека, кроме него самого. Доверим же Лермонтову создание собственного портрета – пусть это будет автопортрет, написанный жизнью и творчеством. Ведь не зря Лермонтов писал:

Кто толпе мои расскажет думы?

Я – или Бог – или никто?

Ведущий 2:

Слайд №3:  Мы предлагаем вам отправиться на паруснике в литературное путешествие. Над головой тучки поэтические, дует спокойный ветер. И так, отправляемся в детские годы поэта…

Слайд №4: Лермонтов Михаил Юрьевич родился 15.10. 1814г. в Москве. По материнской линии происходил из богатого дворянского рода Столыпиных. Мать Мария Михайловна Арсеньева (1795-1817). Бабушка поэта Елизавета Алексеевна (по мужу Арсеньева) — родная сестра Д.А. Столыпина.

Слад №5: По отцовской линии род Лермонтовых ведет свое начало от Георга Лермонта. Поэт Михаил Юрьевич Лермонтов является восьмым коленом от прибывшего в Россию шотландского воина. Отец поэта — Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831), капитан в отставке из небогатых помещиков Тульской губернии. По словам близко знавших его людей, это был замечательный красавец, с доброй и отзывчивой душой, но крайне легкомысленный и несдержанный.

С самого детства Лермонтова отличало трагическое мироощущение, и это, вероятно, связано с тем, что он очень рано потерял свою мать (она умерла, когда ему было 2 года 4 месяца), вынужден был жить в разлуке с отцом. Вражда его бабушки и отца тяжело ранила тонкую душу поэта. Впоследствии он вспоминал это в своих стихах:

Я сын страданья. Мой отец

Не знал покоя под конец.

В слезах угасла мать моя,

От них остался только я.

Слайд №6, 7, 8: Детские годы Михаила, с марта 1815 года, прошли в селе Тарханы Пензенской губернии (ныне с. Лермонтово Пензенской области) в имении бабушки Е.А. Арсеньевой. Горячо любила Михаила Юрьевича Лермонтова воспитавшая его бабка Елизавета Алексеевна Арсеньева, и память о ней тесно связана с именем поэта. Она лелеяла его с колыбели, выходила больным ребенком, позаботилась дать ему блестящее и серьёзное для того времени образование, сосредоточила на нём всю свою любовь и заботы.

Чтец 1:

…И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится – и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
И странная тоска теснит уж грудь мою…

Слайд № 9 Ведущий 1: Прекрасная природа, заботливое отношение бабушки, отличное домашнее образование, которое было стандартом в дворянской среде того времени, всё способствовало нравственному и духовному развитию будущего поэта. В Тарханах, Лермонтов с детства наблюдал картины крестьянского быта и сельской природы, прислушивался к народным песням, преданиям о Степане Разине, Емельяне Пугачеве.

Слайд №10 Недалеко от барского дома находится беседка, где подолгу любил отдыхать уже повзрослевший Лермонтов. Здесь он мечтал о будущем России. Большой барский дом в Тарханах находится в окружении цветников, парка, садов. В южной части парка на берегу пруда сохранился старый дуб, посаженный, по преданию, Лермонтовым. Поэт любил это дерево, символ мужества, твёрдости и вечности. И не случайно, в одном из последних стихотворений он писал:

Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша, вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.

Слайд №11,12: Глубокий след в памяти Лермонтова оставили поездки с родственниками на Кавказ (1818, 1820, 1825 года). Желая поправить здоровье внука, бабушка несколько раз возила его на Кавказские воды. Едва ли к чему-либо так пристрастилось сердце Лермонтова, как к Кавказу. На него он излил всю свою любовь, им он дышал. Кавказ открыл ему свои объятья, величественные, как душа поэта, и объятья эти заменили ему ласки рано умершей матери, а позднее — любовь родной души, дружбу близких и далекую родину.

Чтец 2:

Хоть я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут то нас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор!
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз.
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!..

Ведущий 2: Свой отпечаток наложила и несчастная любовь, которую поэт пережил в юности. Его чувство было отвергнуто. Горесть, ожесточение и сожаление о напрасно растраченном жаре души охватило его, обида ранила его сердце, и он решил, что уже не сможет полюбить:

Я не унижусь пред тобою;

Ни твой привет, ни твой укор

Не властны над моей душою.

Знай: мы чужие с этих пор.

(1832 год)

Все это оказало огромное влияние на формирование личности поэта и на то, что одной из главных тем в его лирике стала тема одиночества.

Слайд №13 Библиотекарь: И теперь мы плывем в сторону острова под названием “Поэзия”.

Лермонтов начал писать очень рано. Но первый период его творчества есть, по существу, период «скрытый»: он не предназначал для печати своих опытов. В них большая часть ученическая, перепевающая книжные, особенно байронические, мотивы. Но иные стихи — подлинные вспышки гения. Именно к 1828 году сам Лермонтов относит начало своей поэтической деятельности. Позднее, в 1830 году он запишет: «Когда я начал марать стихи в 1828 году, я как бы по инстинкту переписывал и прибирал их, они ещё и теперь у меня».

Отрок Лермонтов писал о своем вселенском разочаровании, о жажде смерти, о коварстве возлюбленной, даже о нежелании быть человеком. Возникает мотив бегства от людей, желание раствориться в природе, стать звездой или другим природным явлением.

Лермонтову шел пятнадцатый год, когда им была написана гениальная «Молитва» («Не обвиняй меня, всесильный»). «Молитва» — первое проявление гордой вражды поэта с небом. В эту же раннюю пору созданы стихотворения: «Я не для ангелов и рая», «К деве небесной», «Как землю нам больше небес не любить». Ряд стихотворений, написанных в период с 1830 по 1832 год, ясно показывают нарастание у Лермонтова скептицизма и неверия, сомнения во всем, чему учит церковь («Ночь I», «Ночь II»).

Даже ранняя поэзия Лермонтова отличается глубоким психологизмом, передает чувства, ощущения радости и тревоги, разочарования и надежды. Она обращается к эмоциональному и духовному миру человека, в нем отразились и «мощь ума», и «страсть сердца», и «тонкость души» молодого Лермонтова.

Среди его ранних стихов немало наивных, несовершенных, просто слабых, но во всем, что он писал в юности, уже видна его личность; виден рано сформировавшийся и рано отчаявшийся человек.

Мы, дети севера, как здешние растенья,

Цветем недолго, быстро увядаем…

Как солнце зимнее на сером небосклоне,

Так пасмурна жизнь наша. Так недолго

Ее однообразное теченье

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует

Слайд №14: Он ищет не книжных, а подлинных человеческих страстей и переживаний, хочет знать настоящую жизнь и писать о ней. В 1832 году созданы два великолепнейших поэтических произведения, выражающих эту идею: «Я жить хочу!» и «Парус».

Стихотворение «Парус» читает Чтец 3.

Лермонтовский «Парус» ищет идеала в бурях, в стремлении к неизведанному.

Ведущий 2: В 1832 году завершился ранний период творчества Лермонтова. С взыскательностью гения он осудил все свои слабые создания, все ребяческие произведения, все попытки быть похожим на кого-то другого, великого и славного. Теперь он говорит:

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он гонимый миром странник,

Но только с русскою душой. («Нет, я не Байрон»)

В нем, действительно, вырастал новый мировой поэт. Два года назад он мечтал достигнуть Байрона, теперь он понял свое особенное назначение, самобытность собственного творчества.

Лермонтов в 1831 году поступает в Московский университет, а затем продолжает учебу в Петербурге в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

В это время Лермонтов становится душой компании местной молодёжи, запевалой в беседах, сводит с ума женщин.

Слайд №15: С 1832 по 1836 год происходит процесс внутреннего созревания, осуществляется на практике желание поэта, высказанное в стихотворении «Я жить хочу!» и происходит заготовка материалов для нового, зрелого периода творчества.

Чтец 4:

Я жить хочу! хочу печали

Любви и счастию назло;

Они мой ум избаловали

И слишком сгладили чело.

Пора, пора насмешкам света

Прогнать спокойствия туман;

Что без страданий жизнь поэта?

И что без бури океан?

Он хочет жить ценою муки,

Ценой томительных забот.

Он покупает неба звуки,

Он даром славы не берет.

Библиотекарь:

Поэтический мир Лермонтова – это тревожный мир исканий, напряженной мысли, нерешенных вопросов и больших философских проблем. Герой этого мира потрясён царящей кругом несправедливостью. Он полон негодования и гнева.

Поэтический мир Лермонтова – это мир высоких, прекрасных чувств: любви и дружбы. Мир глубоких, тонких переживаний человеческой души. А всё творчество поэта проникнуто томлением, тоской по идеалу.

Лермонтов видел природу глазами художника, он слушал её как музыкант. В его поэтическом мире всё звучит и поёт, всё сверкает и переливается красками. Тут и яркий блеск солнечного дня, тут и лунное голубое сияние ночи.

Горы, скалы, утёсы, потоки, реки, деревья – вся природа живёт в его произведениях. У него даже камни говорят, а горы думают, хмурятся, спорят между собой, как люди, утёсы плачут, деревья ропщут на бога и видят сны. Здесь и целая симфония вечно движущихся и меняющих свою форму облаков. Здесь и нежные горы Кавказа, здесь и нежная вьюга над Москвой.

Ведущий 2: Необыкновенной музыкальностью отличаются такие лермонтовские стихотворения, как «Парус», «Утес», «Тамара», «Дубовый листок оторвался от ветки родимой…», «Морская царевна», «Выхожу один я на дорогу…». Они, как и многие другие лермонтовские стихи, положены на музыку и часто исполняются в концертах. Белинский сравнивал лирику Лермонтова с музыкой, а многие произведения поэта по богатству и силе красок – с изобразительным искусством. Так, о стихотворении «Три пальмы» он писал: «рельефность образов, выпуклость форм и яркий блеск восточных красок сливает в этой пьесе поэзию с живописью».

Слайд №16: Сама личность поэта поразила своей незаурядностью: он обладал редкой музыкальностью — играл на скрипке, играл на рояле, пел арии из своих любимых опер, даже сочинял музыку; рисовал и писал маслом картины; легко решал сложные математические задачи и слыл сильным шахматистом; был великолепно образован, начитан, владел несколькими иностранными языками.

Звучит романс “И скучно, и грустно”.

Библиотекарь:

Лермонтов был человеком противоречивым. Одним он казался холодным, мрачным, недоброжелательным, раздражительным. Другим — живым, веселым и жизнерадостным. Бесспорно, что ни с кем не любил он делиться своими переживаниями.

Слайд №17: Впрочем, есть книги, которые содержат самый достоверный лермонтовский портрет, самую глубокую и самую верную лермонтовскую характеристику. Это его сочинения, в которых он отразился весь, каким он действительно был и каким хотел быть.

Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перечитывая томики его сочинений, мы можем узнать историю его души и понять его как поэта и человека.
Обратимся к выставке книг. (Обзор выставки делает библиотекарь)

Ведущий 1: С тех пор, как пятнадцатилетний мальчик признался: «В уме своем я создал мир иной» — до выстрела Мартынова прошло всего двенадцать лет. В них уместилась вся литературная жизнь Лермонтова. Сотни стихов, поэмы, драмы, повести, роман — все написано за эти двенадцать лет. И всюду — в стихах, в драматургии, в прозе — перед нами сам автор.

Чтец 5:

На буйном пиршестве задумчив он сидел
Один, покинутый безумными друзьями,
И в даль грядущую, закрытую пред ними,
Душевный взор его смотрел.

И помню я, исполнены печали,
Средь звона чаш, и криков, и речей,
И песен праздничных, и хохота гостей,
Его слова пророчески звучали.

Он говорит: «Ликуйте, о, друзья!
Что вам судьбы дряхлеющего мира?
Над вашей головой колеблется секира,
Но, что ж!.. Из вас один ее увижу я».

Слайд №18: Библиотекарь: 15 июля 1841 года у подножья горы Машук в окрестностях Пятигорска был убит русский поэт М.Ю. Лермонтов. Во время дуэли началась гроза. Молнии рассекали сумрак. Гремел гром. Секунданты скомандовали сходиться. Лермонтов поднял пистолет дулом вверх и остался на месте. Его лицо было спокойно, даже весело. Мартынов быстро подошел к барьеру и застрелил поэта в упор. За раскатом грома выстрела не было слышно. Два часа тело Лермонтова лежало под ливнем, освещаемое вспышками молний. Поэту было около 27 лет.

Слайд № 19: Лермонтова похоронили на Кавказе. В Пятигорске поставлен памятник на могиле поэта.

Но его бабушка добилась, чтобы тело было перевезено в имение Тарханы, где сейчас и находится могила М.Ю. Лермонтова.

О прекрасном поэте хочется закончить также поэтическими строками:

Он был рожден для счастья, для надежд
И вдохновений мирных! –
Но безумный,
Из детских рано вырвался одежд,
И сердце бросил в море жизни шумной,
И мир не пощадил – и Бог не спас!

Но до конца среди волнений трудных,
В толпе людской и средь пустынь безлюдных
В нем тихий пламень чувства не угас…

Его до конца дней преследовал образ отверженца, мучительно желающего и не умеющего слиться с каким-то “естественным” миром — никому не нужен оторвавшийся от родимой ветки дубовый листок.

(Звучит романс на стихи М.Ю.Лермонтова “Выхожу один я на дорогу…”, музыка Е.Шашиной).

Наш парусник с большим грузом движется дальше. Впереди будут мелководье, пороги и вечность.

Ведущий 2: Парус души остался одиноким, потому что Лермонтов не мог существовать в штиле, в лености, ветер бурь, страстных чувств, мучительных дум и тревог был ветром вдохновения.

В небольшой заметке Анна Ахматова “Все было подвластно ему” напишет: “Лермонтов подражал в стихах Пушкину и Байрону, и вдруг начал писать такое, где он никому не подражал, зато всем уже не один век хочется подражать ему. Слово слушается его, как змея заклинателя. Слова, сказанные им о влюбленности, не имеют себе равных ни в одной из поэзии мира. Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на 100 лет”.

Все ему было подвластно: поэзия, проза… Все, кроме собственной жизни, в которой не было добрых даров, какими судьба наделила бы другого, ничего. К сожалению.

Слайд № 20: Лермонтов был так молод… Как знать доживи он до преклонных лет Льва Толстого, он тоже, может быть, стал бы знаменитым моралистом, таким оставаясь в памяти современников. Но… Гибель оборвала его жизнь в то время, когда в нем начала происходить сильная внутренняя борьба с самим собой, из которой поэт, вероятно, вышел бы победителем. Он только вступил в тот возраст, когда положено от молодости переходить в зрелость, с её мудростью, успокоением и переосмысливанием прежних идеалов.

(Звучит песня на стихи М.Ю.Лермонтова “Белеет парус одинокий”, музыка А.Варламова).

Библиотекарь (под музыку): Буря под парусом ему предпочтительнее.

А в космическом – безмерном океане, где белеет этот парус, в пространстве русской литературы и вечности он не одинок, хотя и недосягаем.

И сегодня, как и прежде, медленно, но уверенно, движется парусное судно “Михаил Юрьевич Лермонтов”, до предела нагруженное сокровищами. И так будет вечно.