Шаталов Виктор Федорович
Шаталов Виктор Фёдорович – это выдающийся педагог, который создал методическую систему таким образом, чтобы она смогла решить одну из самых сложных педагогических задач – приобщение детей к каждодневному умственному труду. Разработанная методическая система направлена на формирование у обучающихся навыков не только самоорганизации, но и самовоспитания, самообучения. Эти навыки рассматриваются в качестве основных факторов развития личности. Задача учителей в этом случае – дать понять каждому ребёнку, что он уникальная личность, что у него есть свои достоинства. Это поможет детям поверить в себя, свои силы и способности. Предложенный Виктором Шаталовым метод уникален, и его целесообразно применять в рамках всех предметов общеобразовательной школы. Новаторство данного метода заключается в следующем:
- разработка специальных схем;
- применение схем, включающих в себя вспомогательные сигналы по изучаемому материалу учебника.
По мнению педагога, абсолютно все дети способны на то, чтобы успешно освоить школьную программу, для этого достаточно грамотно подойти к организации уроков, преподнесению учебного материала, практическим занятиям. В этом случае работа над учебным материалом должна идти следующим образом:
- развёрнутая подача, использование наглядных материалов;
- сжатый пересказ материала с применением сигнальной схемы (например, плаката, таблицы и т.д.);
- изучение всех опорных сигналов учащимися;
- самостоятельная работа с учебным пособием, опорной схемой;
- самостоятельная работа над письменным воспроизведением опорной схемы;
- устные, также письменные ответы с применением опорных схем;
- регулярное повторение пройденного материала, его углубление и расширение.
Преподаватели, педагоги, учителя, наставники… Сколько же ещё синонимов можно подобрать в этот ряд, чтобы рассказать о людях, так много сделавших для детей, для общеобразовательных школ, для начальной и средней ступеней образования? Все вышеперечисленные педагоги признаны выдающимися педагогами мира. Их теории, методики и разработки в области воспитательно-образовательного процесса по сей день остаются в числе самых востребованных. (источник)