Розетовская сельская библиотека Красносулинского районаШкола БОНО - Розетовская сельская библиотека Красносулинского района

Школа БОНО

В газете «Красный шахтер» за пятницу 26 ноября 1920 г. есть упоминание, что «открыты два детских дома при ст. Лихая и в х. Садки-Николаевка».

В октябре 1917 г. помещик Богатырев и его семья покинули свои владения, которые после окончания Гражданской войны были конфискованы. Можно предположить, что этот небольшой жилой массив, первоначально переданный коммуне Берковой, в первые годы Советской власти получил название Бакинского, чтобы увековечить память расстрелянных 26 бакинских комиссаров. Позднее эта усадьба перешла к Шахтинскому Окружному отделу народного образования, который и организовал здесь работу детского дома, переведенного из ст. Лихой. Местные жители до настоящего времени сохранили его название как БОНО.

В середине июня 1925 г. в х. Лихой с проверкой в коммуну Берковой Анны Яковлевне (коммуна возникла в 1924 г.) прибыли три члена комиссии Шахтинского Окружисполкома. Свои наблюдения они изложили в акте «о расформировании коммуны» ввиду ее неэффективности, просить ОКРземлеуправление передать усадьбу Богатырева в распоряжение ОНО и организовать детдом для беспризорных детей и переростков. 26 июня 1925 г. на заседании Большого Президиума Шахтинского Окружисполкома по докладу Шеповалова «О расформировании артели им. Калинина» было принято решение коммуну расформировать, а бывшую усадьбу Богатырева передать в распоряжение ОНО. Помещения усадьбы к проживанию было подготовлено. В 1926 г. спецшкола вступила в строй. С 1930 по 1936 г. учителем физвоспитания в БОНО работал Юрченко Иван Петрович, с 1936 г. — Зыкова (Юрченко) Мария Андреевна. Директором детского дома №4 (БОНО) до 2 февраля 1939 г. был Афонин, передавший руководство Ювице. Оба они были позднее переведены в детдом №3 (ст Владимирская) — Ювица директором, а Афонин учителем.

Списки детей подписанные завшколой А. Атаскиным, мы узнаем, что контингент детей состоит из территорий автономных республик С. Кавказа, Сев. Осетии, Чечни, Пятигорска, Ставрополя и т.д., где население было сплошь неграмотным (около 90%), отсутствовали школы. Большая часть детгородка была направлена из Баку. Из Баку пополнялись средства Крайисполкома на содержание — отсюда и его название БОНО (Бакинский ОНО), о чем говорится в протоколе №9 заседания Правления Окрпроса за 1925 г.

В архивах хранятся акты проверки БОНО, в которых отражены недостатки: большая скученность детей (спят по 2 человека на 1 кровати), нехватка одежды и обуви, недостаток школьных принадлежностей и т.д. Нарушение санитарно-гигиенических требований — частое заболевание скарлатиной. Сложности с трудоустройством выпускников, нецелесообразность отправления их по месту жительства. В 1927 г. была выборочная перепись из 21 бланка заполнены 13 учителями спецшколы-семилетки. Учителем и завшколой была Платонова Мария Сергеевна. В этом учебном году было 450 учеников, обучающихся в 5 группах. С ней работали учитель Донина Евдокия Александровна, географ и завдетдомом Фетисов Федор Дмитриевич, учитель физкультуры Митрофанов Василий Петрович, Обенауэр Георгий Филиппович, учитель по сельскохозяйственным предметам и завдетдомом, химик Сабонеева Вера Александровна, обществовед Козьмин Николай Михайлович, учитель русского языка и литературы Игнатова Нина Илларионовна, математик Краснянский Алексей Матвеевич и др. Большая часть учителей сочетали обучение детей с другими обязанностями, получая за этот труд как учитель, 45 руб. в начальных классах (в школе семилетке-60 руб.) и небольшую доплату, не превышающую 41 руб. В трудовом коллективе были групповоды: Калинина Ксения Александровна, Лебединская Наталья Ивановна, Пиховкина Мария Ивановна, зав. мастерской Черминов Александр Федорович.

В июне месяце закончился очередной 1927-1928 учебный год. Воспитанники активно включились в сельскохозяйственное производство. Они ухаживали за пропашными и огородными культурами. Коллектив управленцев Шахтинского ОКР ОНО приступил с составлению плана гос. Формирования основных показателей работы БОНО. Эта работа оказалась не завершенной и к середине ноября 1928 г. Она даже не была согласована с окружным профсоюзом. Этот план предусматривал набор в БОНО детей школьного возраста в количестве 410 учеников и 60 мальчиков-переростков. Воспитанники должны находится в 7 детских домах. Вся забота по воспитанию и обучению детей возлагалась на зав. БОНО — М. Черняева. Планом предусматривался и соответствующий штат работников детского городка: заведующие детдомами, завхозы, вожатые, прачки и кухарки, уборщицы. Отдельно оговорены условия работы основного производственного отделения-сельхоза, где оставался заведующим Карпука. Часть работника сектора направлялась на работу Окр. ОНО, а часть принималась на усмотрение администрации БОНО. План работы составлен и претворяется в жизнь. Но жизнь внесла в работу БОНО свои коррективы. В школе оказались только 392 воспитанника. Почему? Выполняя инструкции Окр. ОНО, детгородок взял на свое содержание только детей не моложе 8 лет, определяла часть своих воспитанников на предприятия, в коллективные хозяйства и ремесленные мастерские. Часть детей передавала в крестьянские семьи, часть детей просто убегали из территории детгородка. Убыль воспитанников продолжалось и в осенние месяцы, что отражено в «Сведениях» движения детей по БОНО на 27 ноября 1928 г., согласно которым в детгородке проживало только 299 детей. Этот коллектив воспитанников обслуживал штат детгородка в количестве 79 человек (39 муж. и 40 жен.). Среди них были 31 преподаватель и воспитатель.

Вот, что сказано в отчете зав. Каменским детгородком Казанцевым, где охарактеризована работа БОНО. «Организация рабочих коллективов при детских домах идет слабо из-за отсутствия предъявленных к нему единых требований. Нет и единой программы обучения ремесленному труду. Все мероприятия заключаются в самообслуживании детских домов. Только парниковые, огородные и полевые работы проходят удовлетворительно и способствуют приобщению к с/х труду детского населения детгородка. В БОНО даже отсутствует трудовой лагерь. Детгородок в БОНО понес небольшие убытки, что не позволило механизировать труд. Куплен только двигатель для полива огородов. Но несмотря на недостатки в работе, в БОНО проведен в сроки сев озимых, вспашка зяби. На 1928-1929 год составлена смета расходов, которые недостаточны, а привлечь кредиты для спецсредств невозможно. По хозяйственно-производственной части почти все задания выполнены: имеются: месячный запас топлива, керосина для освещения, сделана заготовка на зиму овощей, пошита зимняя одежда, подготовлена обувь. Произведен текущий ремонт и подготовка помещений к зиме. Хотя часть зданий нуждается в капремонте, но на это нет средств. Из-за отсутствия материалов недостаточно работали мастерские: мало лесоматериалов, кожевенного сырья, иголок и челноков для пошивочных и вязальных станков. Слабо снабжается учебной литературой библиотека, что мешает детям в подготовке заданий. Мало остается у воспитанников и времени на подготовку к урокам. Учителя стремятся привить детскому коллективу трудолюбие и сан.-гигиенические навыки, повысить успеваемость в школе. Дети охотно посещают занятия по физкультуре, участвуют в кружках художественной самодеятельности, читают газеты и журналы, проводят вечера с художественными номерами. В детгородке БОНО несколько ослаблена работа по привлечению детей к общественно полезному труду, что приводит к резко отрицательному отношению отдельных членов детского коллектива как к труду, так и к детскому самоуправлению. В БОНО немало воспитанников, которые стремятся через детгородок попасть на хорошую работу или служу. Это особенно относится к детям-переросткам и девицам. Такая их позиция иногда приводит к конфликтным ситуациям в школе. В разделе учебно-воспитательной работы отмечено, что учебный год закончился в начале июня месяца с удовлетворительным результатом. Воспитанники лето провели на плантациях и огородах, а в августе произошла перегруппировка детей по принципу обучения их в школе и в мастерских. К 1-му сентября была организована школа 1 ступени, несколько групп школы 11 ступени, школы семилетки и вечерняя школа. Кроме того, в детгородке были созданы группы сельхозобучения. Таким образом, 95 % воспитанников были вовлечены в различные виды обучения (кроме малышей и уже окончивших школу). С началом сентября начались занятия в школах по учебному плану. Но первые месяцы учебы показали, что вечерняя школа работает слабо. Воспитанников не удовлетворяют программы, рассчитанные на подготовленных людей, а не на малограмотных. В сельхозшколе мешают пробелы по предметам, кроме математики. По всем группам и школам ощущается слабое развитие воспитанников. Причина этого кроится в бедности средств обучения в детских домах. Ведь на учебную часть отпускается из 2 руб. 50 коп. всех затрат на содержание ученика только 50 коп. (Карандаш должен служить 3 месяца, а книжные фонды библиотеки приобретаются на пожертвования). Дети в большинстве своем являются весьма ограниченными в своем развитии, что определяет их незавидные знания. Коллектив учителей стремится привить им чувства полезности через общественно полезный труд, через организацию отрядов ЮП, через самоуправление. Основная задача руководства детгородка состоит на текущий момент в том, чтобы «отыскивать места» производства и определять туда подростков. Плохо обстоит дело и с методической работой, с учителями. Намеченная Окр. ОНО не состоялась. «Совет школы» детдомов с осени работал недостаточно. До сиз пор не установлена связь с педтехникумами, не заключены с ними и договора на охват курсами педработников детгородков».

22 июня 1943 г. состоялась встреча заведующего Зверевским райОНО Д.Д. Якунина и председателя Зверевского района Т.Т. Федорова по вопросу открытия и размещения воспитанников БОНО 30 сентября 1943 г. Якунин вносил все предложения Т.Т.Федорова и добавил: «Школе нужно иметь не менее 90 га посевных земель, около 17 га огородной земли, а для рабочего скота выпасы и сенокосы 50-60 га. Обработать такое количество земли можно, только имея 7 пар рабочих волов, да 3 пары лошадей. Не помешают еще 5 коров, 10 поросят и 25 пчелосемей. Будем стараться закрепить за спецшколой 150 корней яблоневого сада, а по б. Грушевый еще 0,7 га вишневого сада». Эти предложения были доложены на заседании Райсовета 25 сентября 1943 г. Решение Зверевского Райсовета (протокол №21) удовлетворил все просьбы заинтересованных сторон и добавил «обязать директора детдома немедленно организовать проведение осеннего сева и утвердить как минимальное задание по севу-20-25 га, а также поднять необходимое количество зяби для проведения весеннего сева». Во время Великой Отечественной войны спецдетдомом руководила Шерстобитова Мария Ивановна, которая вместе с воспитателем Шевченко Полиной Ивановной и зав. Зверевским райОНО Якуниным Дмитрием Дмитриевичем были награждены в 1946 г. медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»

С 28 августа 1950 г. учителем начальных классов спецшколы работала А.Д. Тарасова. В 1955 г. директором вспомогательной школы БОНО был Омельченко Гаврил Павлович, завуч школы Молчанова Мария Георгиевна и старшая пионервожатая Астапова Валентина Георгиевна. Воспитанниками были: Ткаченко Юрий, Котов Василий, Саша Ермаков, Бабенко Зоя, Антипова Валя, Шкрыль М., Шкодина З., Лаврова К., Давыдова Л., Сергиенко, Якимов, Ермаков, Ястребов, Остапенко, Семисенко, Бедрин, Чайкин, Маслов, Рыжиков, Шмаков, Захаров, Старченко, Супрун, Чирин, Бармин и др. К празднику 8 марта был организован концерт состоящий из номеров: песня в хоровом исполнении «Эта Зоя-Таней называлась», чтение рассказов пионерами Шмаковым Н. «Подарок маме», Антиповой В. «Егоркина мама», стихотворение «Зоя», рассказанное Королевым В., ученица 3 класса Давыдова Л. исполнила «Цыганский танец».

9 апреля 1955 г. Зверевский райисполком Каменской области утвердила состав попечительского Совета над Лиховским и Владимирским спецдетдомами, в который входят: председатель Совета-Скопипч-зам.председателя райисполкома. Зам. председателя-зав. райОНО. Члены Совета:-Токорев-секретарь РК ВЛКСМ; -Жулидов- начальник районного отделения милиции; -Проценко -председатель райпотребсоюза; -Чернецова-председатель РК профсоюза РГУ;- зав. райздравотделом. Были утверждены и подшефные предприятия. За БОНО было закреплено вагонное депо ст. Лихая. В разные годы в школе воспитывалось от 80 до 100 детей-сирот. Они занимались в 8 классах, но по программе начальных классов. В 1954 г. спецшкола была реорганизована во вспомогательную школу для умственно отсталых детей, которая существовала до лета 1967 г. и была переведена в г. Сальск, Пролетарского района, Ростовской области. В школе в 1955 г. работали учителя и воспитатели: Кушнарева Электрина Васильевна, Косоногова Полина Константиновна «Отличник народного образования», Гринюк Нина Васильевна, учитель русского языка Лиходедова Меланья Кирилловна, логопед Попова Нина Ивановна.

Заполняя бланки ОблОНО директор школы Омельченко Гаврил Павлович сделал записи: «Лиховской детгородок» «специальная школа». «В прошедшем 1953-1954 уч. году в школе обучалось 85 детей в возрасте от 8 до 16 лет. Сирот было 54 чел., неполных сирот-28 и 3 ребенка из малообеспеченных семей. 29 человек (10 девочек) посещали уроки 2 класса, 9 чел. (7 девочек) обучались в 4 классе, а в 5 класс ходили 23 чел. (16 девочек).

На 1 января 1955 г. в школе находится 77 человек. Увеличилось количество детей- полусирот до 36 чел. и из семей малообеспеченных — до 26, но сократилось число детей-сирот-до 15 чел. Причем все они посещали школу: 1 кл. 37-(17 девочек) чел., 2 кл. -27 (8 девочек) и в 3 кл. ходило 15 (7 девочек) чел.». «Руководит школой директор. Ему помогает зам. по учебно-воспитательной работе Молчанова Мария Семеновна. Среди работников находятся воспитатели: Куликова Екат. Васильевна, Щербачева Таисия Петровна, Болдырева Зинаида Вас., Опепченко Анна Герасимовна, Морозова Анна Ильинична, Подгорнова Анна Дмитриевна, Самсонова Нина Борисовна, Рябышенкова Полина Константиновна, Чепоненкова Таисия Митрофановна, Балатина Александра Георгиевна и Макушкина Любовь Федоровна. Ведут занятия с детьми в классах учителя: Корельская Нина Кузминична, Ермилова Анастасия Ивановна, Ровченко Вера Елисеевна, Сухорукова Александра Ивановна, Лиходедова Мила Кирилловна и Косоногов Николай Кузмич. Зам. директора по трудовому обучению является Плешаков Василий Алексеевич». Кроме перечисленных в школе «еще трудятся» пионервожатая, прачка, дворник, костелянша-повар, ночная няня, на 0,5 ставки врач, медсестра и др. категории обслуживающего персонала».

«Все помещения школы еще 1924 г. приспособлены и тес ные, требуют капитального ремонта еще с 1953 г. В помещениях отопление печное. Камышовая крыша амбара и сараев пришла в негодность». «178,06 га. Для обработки ее используются лошади, воды и трактор ЧТЗ. Есть в школе и групповая автомашина ГАЗ. Школа имеет крупный рогатый скот (4 дойные коровы), 4 головы свиней и 55 ульев пчел». «при школе оборудована волейбольная площадка. Имеются в школе шахматы, шашки, 6 пар лыж, рояль, 4 баяна, горн, барабан. Для показа кинофильмов в клубе есть кинопроектор». Школа обеспечена кухонным, спальным инвентарем и одеждой.

В ноябре 1955 г. произошло ЧП, один из воспитанников найден мертвым, за допущенную халатность Омельченко был снят с должности директора школы.

В 1956 г. состоялась очередная комсомольская конференция, на которой Э.В. Кушнареву избирают членом райкома ВЛКСМ. Больше в школе БОНО она не работала. В послевоенные годы возглавляли школу Молчанова Мария Семеновна, которая сдала свои полномочия Мостовому Ивану. Затем возглавил школу Самодуров Иван Филиппович, он работал вместе с женой воспитателем. При директоре Гончарове Иване Филипповиче началось строительство школьного учебного корпуса и пяти финских домиков для семейных членов трудового коллектива спецшколы. В 1954 г. завучем школы была Завгородняя Александра Ивановна.

Дети школы в летнее время отправлялись в летние лагеря под г. Гуково (Платово), в лагеря Белой Калитвы, ст. Калитвенской или на правый берег Сев. Донца, около Репной.

В последнее перед ликвидацией время исполнял обязанности директор школы ее завуч Федоров Федор Кузьмич. Воспитателями были: Корельская Нина Кузминична, Короченцева Елена Григорьевна, Сотникова (Суворова) Александра Николаевна, Сотников Александр Пантелеевич, Федорова Нина Ивановна, Белгородцева Валентина Григорьевна, Хорьякова Роза Петровна, Плотникова Мария, Журавлева Нина Савельевна, Шелестова Людмила, Ярославцева Мария Михайловна, Антимирова Вера Митрофановна, Ковтунова Мария Федоровна, Голикова, Перепелина, Маренич Евдокия Владимировна, Мельникова Нина Ивановна, Ровчакова Вера Елесеевна, Малышонок Таисия Митрофановна, и др. Работали в школе и учителя начальных классов и учителя — предметники: Нефедова Л.М., Косолапов Николай Кузмич, Харламова (Косенкова) Лидия Лукинична -география, Лиходедова Меланья Кирилловна, Федоренко Василий Матвеевич-учитель музыки, Олейников -история.

Кроме учителей в школе работали: завхозом -Лесик и Харин Филипп Григорьевич, агроном-Марченко Людмила Григорьевна и Кравченко Надежда Пантелеевна, пчеловодом — Чуйков Павел Васильевич, Попова Евгения и др.

До перевода в Красносулинский район школа относилась к Ростовскому облОНО, затем была передана на баланс Красносулинского райОНО.

Литература:

  • Калюжин, В. История школ Комиссаровского сельского поселения. Как это было. / В. А. Калюжин.// История школ Комиссаровского сельского поселения. Как это было. — Новочеркасск: ЮРГПТУ (НПИ), 2013.- С. 168-184.