Школы Войска Донского
В истории Войска Донского, его станиц и хуторов немаловажная роль принадлежит просвещению, которое дает определенный уровень знаний и для военных чинов, и для управленческих служащих, потребность в которых постоянно возрастала.
Вслед за появлением Первого на Дону Черкасского Главного народного училища, в котором учился Федор Федорович Тацин (преобразованного из Малого народного училища в 1973г.), были открыты в середине XIX века училища в станицах: Мелиховской, (1861г.), Кумшацкой (1863г.), Егорлыкской, Зотовской, Качалинской, Потемкинской, Терновской, Пятиизбянской (1865г.). Но эти заведения имели низкую материальную базу и не могли обеспечить условий для получения начального образования для детей всех сословий.
Утверждение «Положения о начальных народных училищах» и новый Устав гимназии и прогимназий положили начало серьезной реорганизации и обновления народного просвещения. С 1864 по 1907 гг. почти во всех станицах Дона открылись приходские и другие училища. Этот отрезок времени в истории образования Войска Донского можно считать вторым и наиболее успешным.
В апреле 1867 г. директор училищ Войска Донского сельских школ в отчете войсковому Наказному Атаману сообщает: «сельское население Земли Войска Донского осознает всю полноту и необходимость грамотности и, несмотря на тяжкие для него предшествующие годы по случаю неурожая, выделяет посильные средства на содержание школ. Но, к прискорбию моему, школы эти, за малым исключением, остаются без всякой нравственной поддержки, как со стороны духовенства, так и со стороны общества по развитию своему, стоящего выше сельского населения».
Усилий Войскового начальства, земских учреждений, появившихся на Дону в 70-е годы XIX века, передовой интеллигенции, общественных организаций было явно недостаточно, чтобы понять дело народного образования. Это видно из Докладной записки Наказного атамана в Главное управление иррегулярных войск в январе 1875 г. В ней отмечалось, что Донское казачье войско по числу учащихся занимает предпоследние место, по количеству школ-последнее место среди других казачьих войск. Чтобы сравниться с ними, Донскому Войску нужно было почти удвоить существующее в области количество школ. Он писал, что «народонаселение области никак нельзя обвинять в равнодушии к образованию, «…неудовлетворительное состояние этого дела всецело зависит от недостатка народных школ». Высказывая свои соображения. он предлагает: «Заботы и средства будущего Донского земства должны быть обращены не на поддержание уже существующих школ, а на открытие новых».
К концу XIX века число начальных школ на Дону значительно увеличилось, программы многих школьных заведений были расширены и приблизились к программам прогимназий и высших начальных училищ. Работа учителей в них считалась действительной военной службой.
С 1907 по 1919 гг. длится третий, досоветский период, в истории образования нашего региона. К этому моменту сложилась определенная база образования, которая требовала квалифицированных специалистов во всех отраслях промышленности, сельского хозяйства, культуры. Учебные заведения региона внесли значительный вклад в создание пласта донской интеллигенции, которая формировала культурный облик общества, его научный потенциал, составляющий гордость отечественной науки и культуры.
Литература:
- Калюжин, В. История школ Комиссаровского сельского поселения. Как это было. / В. А. Калюжин.// История школ Комиссаровского сельского поселения. Как это было. — Новочеркасск: ЮРГПТУ (НПИ), 2013.- С. 3-5.